Введение Биография Произведения Иконостас БС Контакты English |
|
Необычно страстный, поражающий беглостью кисти и неистовой силой выражения стиль фресок византийца в иконописи смягчается, обретает классическую ясность, техническую изощренность исполнения и статуарную величавость. Видимо, соприкасаясь с московской художественной школой, Феофан Грек, как чуткий и восприимчивый мастер, учитывает некоторые ее традиции. Основной идеей иконостаса является Деисус: избранные представители небесной и земной церкви с надеждой обращаются к Христу Спасителю. Однако концепция решения этого чина обнаруживает много новшеств. Впервые в Деисусе фигуры изображаются в рост, тогда как в то время писались полуфигурные образы. Поражает воображение и его масштабность: чин состоял из 11 фигур, дополняясь помимо традиционных участников Отцами Церкви и воинами-великомучениками. В центре Деисуса - фигура Христа, облаченная в белоснежные одежды, прежде сверкавшие золотом, символизирующим небесное сияние. Внове было и использование для него иконографии «Спаса в Силах», который привнес философскую отвлеченность образного выражения могущества Владыки мира. Фигура Христа вписана в налагающиеся друг на друга огненный ромб Божественной славы, изумрудно-синие миндалевидные небесные сферы, обитель шестикрылых серафимов, и красный тетраморф, в углах которого помещены символы евангелистов - лев, ангел, бык и телец. Евангелие, опертое на колено, открыто на ключевых словах: «Рече Господь: Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходити во тме» (Ин. 8:12). И в нынешнем состоянии неполной сохранности живопись Феофана Грека поражает красотой колорита и глубиной его насыщенности. В гармоничном соподчинении составляющих цветового ряда рождаются стройные могучие аккорды зримой мистерии. Выражение душевного состояния героев, погруженных в горячую молитву, художник предает в необычайно осязательной пластике объема ликов, оживленных яркими бликами света - той Божественной энергией, что отмечает, согласно учению исихазма, духовного провидца. Не все предстоятели решаются поднять глаза на Спасителя - столь трепетны их мольбы, но в то же время - рослые, прекрасно сложенные фигуры сохраняют устойчивость твердыни в избранном поприще заступников «за человеков». Образ «крепкой стены» заступников в Деисусе вызывал у верующих мощный духовный подъем в их соборных обращениях к милости Божьей. Одна техническая особенность бросается в глаза в этих иконах: на резких гранях света и тени - например, на носу - видна опись яркого красного тона, заметная, впрочем, только вблизи и совершенно теряющаяся на расстоянии. Этот прием, значительно поднимающий силу рельефа и известный таким мастерам лепки, какими были Рубенс, болонцы, Карл Брюллов или недавно Бонна, свидетельствует о чрезвычайном живописном опыте художника. Встречающиеся изредка на византийских иконах красные описи, видимо, отголосок того же приема, плохо усвоенного и неудачно примененного, но известного, быть может, в Византии не одному нашему мастеру. Продолжение » |