Феофан Грек - на главную
Феофан Грек - на главную

Введение

Биография

Произведения

Школа Феофана

Церковь Спаса

Иконостас БС

Контакты

English



     


Феофан Грек. Биография, продолжение

  
Феофан Грек - "Иоанн Креститель", фрагмент
  

В 1378 году Феофан расписал церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде, другими словами - церковь Спаса Преображения на Торговой стороне. Вот памятник, с давних пор уже бесконечно интриговавший исследователей древнерусской живописи. В этом храме под слоем штукатурки должно было храниться единственное бесспорное произведение великого грека, и, естественно, с каким напряжением все мы ждали счастливых дней, когда удастся приступить к их раскрытию. Правда, некоторое представление о них можно было себе составить уже и прежде; какие-то невежественные любители "открытий" лет 10 тому назад, запасшись в Петербурге нужными бумагами, приехали в Новгород и принялись сбивать штукатурку в алтарной апсиде и на северной стене хор. Открыв и тут и там аршина по два и погубив безвозвратно часть фресок, обреченных в жертву этому кладоискательскому вандализму, "открыватели" уехали. Но и эти израненные фрагменты феофановских фресок давали уже некоторый намек на то, что нас ожидает при умелой технике работы, требующей величайшей осмотрительности, огромного опыта.
В 1918 году одна голова святителя на северном склоне арки, ведущей из храма в диаконник, была раскрыта одним из осмотрительнейших и опытнейших мастеров Московской реставрационной мастерской - П.И.Юкиным. Голова святителя, с большой раздвоенной бородою, оказалась превосходной сохранности, если не считать чернышков глаз, пропавших под штукатуркой. Уже тогда, по этой одной раскрытой голове, была очевидна необыкновенная стилистическая близость этой росписи с росписью церкви Федора Стратилата в Новгороде, раскрытой по инициативе А.И.Анисимова Г.О.Чириковым и П.И.Юкиным в 1910 году.
И вот в начале лета 1920 года настал наконец момент, когда приступлено к систематическому раскрытию фресок Спаса Преображения, начиная с диаконника. В течение лета удалось раскрыть весь диаконник, кроме части стены за железною печкой, арку, ведущую из диаконника в алтарь, часть южного закругления алтарной апсиды внизу и часть той же стены вверху. Нынешним летом приступлено к раскрытию фигур пророков в куполе и фресок в северном приделе на хорах. Работы еще не закончены, но уже и теперь русское искусствознание можно поздравить с праздником: сделано подлинно потрясающее открытие, одно из самых радостных и наиболее нужных.
Ну что же, знаем ли мы теперь наконец точный художественный облик Феофана? Увы, еще не вполне, ибо кое-какие работы еще в ходу, а кое-какие притом из важнейших - еще только предстоят, но мы уже на пути к его познанию, и, во всяком случае, Феофан для нас уже более не загадка. Его искусство имеет несколько уклонов, ибо он работал не всегда единолично, а с учениками, долю которых надлежит еще отделить от Феофановой - работа, кстати, немалая, - а затем мы имеем дело с несколькими последовательными периодами художника: его первой манерой, второй, третьей.
Раскрытые до сих пор в разных местах храма отдельные головы, фигуры, а также детали композиции "Евхаристии", обнаруженной в верхней части центральной апсиды, принадлежат, по-видимому, одному мастеру, работавшему - здесь, по крайней мере, - без помощников. Они отличаются исключительной виртуозностью, написаны легко, свободно и, вероятно, очень быстро. Фигуры и одежды трактованы, как водилось, в традиционной схеме - впрочем, в весьма вольной интерпретации, головы же исполнены в определенно реалистической манере. Долгое пребывание фресок под штукатуркою не могло не отразиться на их живописи, слегка как бы выцветшей, тогда как фрески на хорах, бывшие только под побелкою, и особенно в куполе, лишь слегка прописанные, сохранились несравненно лучше и их живопись значительно цветнее. На некоторых фресках обращает на себя внимание исключительно прекрасный рисунок рук, таких же изящных, почти ван-дейковских, как и на иконах Богоматери, Спаса, Василия Великого или архангела Михаила из Благовещенского чина.
Хотя не все фрески в церкви Спаса Преображения еще раскрыты, уже и сейчас здесь можно указать головы, напоминающие некоторые благовещенские чиновые, и особенно головы из "Успения" на обороте "Донской Богоматери".
Еще большее сходство наблюдается между этими фресками и стенописями новгородских церквей Федора Стратилата и Успения на Волотовом поле. Как известно, фрески обеих церквей, частью уже изданные, давно привлекали внимание исследователей своим высоким мастерством. Отмечалась стилистическая близость этих циклов - впервые об этом определенно заявили Д.В.Айналов, А.И.Анисимов и П.П.Муратов, - но автор их оставался неизвестным, и только теперь, когда раскрыты наконец феофановские фрески Спаса Преображения, становится очевидным родство всех трех росписей. И даже больше: пока мы могли анализировать фрески только первых двух храмов, мысль о тождестве автора в обоих случаях казалась хотя и убедительной, но не столь безусловной, как теперь, когда есть возможность привлечь и этот новый материал. Так же точно фигуры и особенно головы на обороте "Донской" хотя и казались близкими по типу к отдельным головам и фигурам "Успения" на Волотовом поле и Федора Стратилата, но сейчас эта близость превращается почти в тождество.
Следующей нашей очередной задачей должно стать раскрытие великолепного иконостаса волотовской церкви. Предварительное обследование его, произведенное Г.О.Чириковым текущим летом, обнаружило все признаки принадлежности икон XIV веку, и есть достаточно оснований ожидать, что мы накануне открытия датированных памятников станковой живописи того же Феофана. Таким образом, круг замыкается: гипотеза, построенная нами еще летом 1918 года на основании нескольких слов летописи и мыслей, продиктованных некоторыми аналогиями, шаг за шагом получает подкрепления с самых разнообразных сторон. Икона деисусной Богоматери Благовещенского собора, безусловно, той же руки, что и Донская Богоматерь, не потому только, что тут и там красная киноварная опись носа, и не потому, что совершенно одинаковы вся система лепки, контрастность светотени, накладка бликов*, а потому, что перед нами тождество всего художественного лица, темперамента, творческой воли. Если вообще стилистический анализ не праздная забава, а действительно ценное приобретение новейшего искусствознания, - а сколько замечательных открытий, перетасовок, подтверждений самых дерзких гипотез принес он с собою! - то между обеими иконами Богоматери Благовещенского собора мы вправе поставить знак равенства. Такого знака мы не можем ставить между благовещенским чином и "Успением" на обороте "Донской", но с тем большим правом можем поставить его между "Успением" и волотовскими фресками, между этими последними и фресками Федора Стратилата и Спаса Преображения. Все это спаяно единым индивидуальным творчеством, а так как отдельные звенья этой цепи связаны с именем Феофана Грека, то и сомкнутая цепь должна отныне нести его имя.

Продолжение »