Феофан Грек - на главную
Феофан Грек - на главную

Введение

Биография

Произведения

Школа Феофана

Церковь Спаса

Иконостас БС

Контакты

English



     


Феофан Грек
Фрески в церкви Спаса Преображения в Новгороде

  
Церковь Спаса Преображения в Новгороде
  

Фигура архангела Гавриила с посохом-жезлом в правой руке и большой сферой в левой руке (на сфере имеется знак Христа - х) написана фронтально и на первый взгляд как будто не связана с изображением Богоматери. Не подлежит, однако, сомнению, что художник представил архангела рядом с Марией потому, что Гавриил сообщил ей о предстоящем рождестве Христа, иначе говоря - о воплощении божием. Поэтому его изображение и помещено рядом с символическим изображением Богоматери в типе Знамения-Воплощения.
Так как церковь Спаса Преображения была общественным, а не монастырским храмом, традиционная для монастырских церквей догматическая и литературно-иллюстративная тематика представлена здесь слабо. Обзор фресок в главной части здания показал также полное отсутствие изображений монахов. Живопись камеры является на первый взгляд отклонением от этого правила, поскольку здесь представлены столпники, пустынники и преподобные. Но это не совсем так. И столпники и пустынножители не были монахами в общепринятом понимании этого образа жизни. Ведущее место в росписи камеры занимают аскеты, то есть такие подвижники, жизнь которых определялась не столько простым послушанием избранному ими наставнику, сколько стремлением к личному спасению путем самоистязания плоти.
Наиболее выразительной, наравне с «Троицей», частью росписи камеры являются гигантские изображения столпников, которые написаны на южной стене, включая обе грани вклинивающегося в пространство камеры подкупольного столпа. Феофан изобразил пять столпников: по одному на гранях столпа и три фигуры на южной стене. Средневековые художники любили помещать в храмах, которые они украшали живописью, изображения столпников. Чаще всего они писали их на столпах или на других конструктивно важных, несущих частях здания, так как столпники, согласно толкованиям древних отцов, были подлинными столпами церкви, ее основанием и опорой. Аналогичная идея руководила и Феофаном Греком. Он так разместил фрески с полуфигурами столпников в помещении камеры, что они как бы выражают мысль о незыблемости массива столпа и подпирают своды камеры. Столпники восседают на высоких сооружениях, имеющих вид граненых башен с дверными отверстиями внизу и стилизованными капителями наверху. Удачно варьируя формы этих башен и особенно их завершений, Феофан сумел избежать монотонного повторения одного и того же мотива. Фигуры трех столпников, заполняющие верхний регистр южной стены, при цельности общего замысла различаются и формами столпа, и рисунком чаши-капители, и выразительными жестами, и типами лиц. Как подлинно опытный мастер, искушенный во всех тонкостях искусства живописи, Феофан демонстрирует в образах столпников умение создавать «несходные подобия» - искусство, которое заслужило бы высшую похвалу даже самого придирчивого заказчика.
На фресках с изображениями столпников сохранились древние надписи с их именами, вследствие чего замысел Феофана становится еще более ясным. Первым слева представлен Давид. Греческие менологии не знают столпника с таким именем, но известен преподобный Давид, родом из Месопотамии, подвизавшийся в Салониках, где, подобно столпникам, он три года провел на миндальном дереве, коченея от мороза и страдая от зноя, чтобы ему открылась благодать божия. По-видимому, этот Давид, умерший около 540 года (память 26 июня), и представлен на фреске Феофана. Следующий столпник - Даниил (409-493). Как и предыдущий святой, он также был выходцем из Месопотамии, но совершал свои подвиги в окрестностях Константинополя (память 11 декабря). Затем, уже в числе трех столпников, чьи изображения написаны на южной стене, мы видим двух Симеонов. Первый Симеон, родом из Киликии (память 1 сентября), основатель столпничества как особого вида отшельничества, предавался стоянию на столпе близ Антиохии Сирийской. Некий Антоний, взявшийся написать житие этого святого, испытал большие затруднения при выполнении своей задачи, так как деяния Симеона были столь необычными и настолько превышали способности человеческой природы, что легко могли показаться «баснословными и недостоверными». Орошаемый дождями, осыпаемый снегом и палимый зноем, он совершал свои подвиги в течение сорока семи лет, за что был удостоен особой благодати; после смерти Симеона его тело с большим почетом было перенесено для погребения в Антиохию, где мощи святого сделались предметом горячего поклонения. С Антиохией связана история и другого Симеона (521-592), прозванного Дивногорцем (память 24 мая), так как Дивная гора, где стоял на столпе этот святой, находилась в ближайших окрестностях Антиохии. Последним в ряду столпников изображен Алимпий. Он подвизался в Халкидоне близ Константинополя в начале VII века (память 26 ноября). Наставляемый ангелом, этот святой находился в пустыне и на столпе пятьдесят три года, причем легенда о нем добавляет, что последние четырнадцать лет своей жизни из-за болезни ног Алимпий не стоял, а уже лежал на столпе, испытывая мучения, но благословляя бога подобно многострадальному Иову.

Продолжение »