|
Введение Биография Произведения Иконостас БС Контакты English |
|
Совсем иначе использованы части столпа непосредственно над жертвенником. Здесь на восточной и северной сторонах написано по две фигуры в рост. Из двух святых, имеющихся на восточной грани северо-восточного столпа, значительно лучше сохранилась левая фигура, напоминающая по иконографическому типу Крестителя. Но изображение Предтечи написано в куполе, и, следовательно, это другое лицо. Христианская иконография знала только одного святого, изображавшегося по образцу Иоанна, - Алексия человека Божия (память 17 марта). Иконописные подлинники повторяют: «аки Предтеча», «руце к сердцу», «локти и колени голы», «нищенская рубища», «борода космочками». Все эти характерные признаки мы и находим на спасской фреске. Слабые следы греческой надписи подтверждают наше определение. На этом же месте Алексий человек Божий был представлен и на фреске в Успенской церкви на Волотовом поле. Соседняя с Алексием правая фигура на фреске в церкви Спаса может быть определена только предположительно, поскольку верхняя половина изображения, до пояса, утрачена. Святой представлен в нищенской одежде, в короткой, до колен, тунике, босой. Это, вероятно, популярный на греческом Востоке блаженный Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября). Он подвизался в Константинополе и «хожаше наг, худым платом закрывся по пояс». На северной грани северо-восточного столпа также изображено двое святых. Крест в руках правой фигуры свидетельствует, что это мученики. Необычны их одежды: короткие плащи, концы которых стянуты узлом на груди, низко подпоясанные туники, узкие штаны и мягкая, с опущенными верхними краями, обувь. Голова и часть фигуры левого святого, а также часть головы и нижняя половина правого погибли. К счастью, сохранились слабые следы надписей, обозначавших имена. Характерное окончание имени первого святого дает основание для предположения, что это один из трех мучеников, пострадавших в Каппадокии, - Спевсипп, Елевсипп или Мелевсипп (память совершается 16 января), а другой святой - мученик Геласий, убитый на Крите (память 23 декабря). Иконописные подлинники характеризуют каппадокийских мучеников по типу трех «пещных» отроков, особо отмечая, что они в. штанах и сапогах (или ногавицах), а о Геласий сообщают, что он изображается с бородой «меньше Власиевы» и в желтых ризах. Эти описания хорошо согласуются с обеими фигурами. К величайшему сожалению, мы лишены возможности точно реконструировать содержание и схему росписи восьмого регистра в главной - подкупольной - части храма Спаса. Здесь живопись почти полностью утрачена. Мы говорим «почти», так как на южной стене южной ветви креста сохранились красные и желтые полосы обрамления окна в нише, а на поверхности восточной и западной стен той же ветви креста и на западной стене северного рукава креста имеются мелкие фрагменты фресок. Но они настолько незначительны, что не позволяют ясно представить живопись этого регистра. На восточной стене сохранилось четыре остатка живописи. Два из них - фрагменты нижней разграночной полосы, которая проходит на уровне порога «дверного» проема в юго-восточную камеру над диаконником. Слева - на углу юго-восточного столпа - уцелела еще часть неизвестной фрески, на которой видна вертикальная разграночная полоса. Этим исчерпываются «содержательные» фрагменты живописи на восточной стене южного рукава креста. На западной стене в пределах восьмого регистра найдено десять остатков росписи. Нижний уровень фресок на этом участке зафиксирован небольшим фрагментом горизонтальной разгранки над аркой, ведущей под хоры. По высоте положения эта полоса точно соответствует аналогичной разгранке на восточной стене южной ветви креста. Наиболее значителен по занимаемой площади фрагмент росписи непосредственно у южной стены. Это широкая полоса вертикальной разгранки и примыкающая к ней такая же полоса, идущая в горизонтальном направлении. В образованный ими прямой угол вписана дугообразная линия, являющаяся как бы частью медальона. Но горизонтальная разгранка не находит продолжения в северном направлении, поскольку на этом уровне у края столпа сохранился еще один фрагмент фрески, на котором ясно различимы нижняя часть лица, шея, нимб и складки одежды стоящей фигуры. Большой кусок фрески посередине южного участка западной стены также представляет собой часть стоящей фигуры. Это обнаженная правая нога неизвестного святого и широкая светло-коричневая полоса почвы, горизонт которой проходит на уровне голени ноги. Даже при беглом расчете высоты этой фигуры получается, что ее голова должна была находиться значительно выше фрагмента верхней горизонтальной разгранки и предполагаемого медальона. Невольно напрашивается поэтому заключение, что верхняя разгранка связана только с медальоном, что медальон занимал изолированный участок стены и кроме него здесь находилось не менее двух стоящих фигур. Продолжение » |